Стейкхолдер
4.5

Охрана окружающей среды

Информация о лицензиях и разрешительной природоохранной документации

ОАО «МРСК Урала» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности 066 №00565 от 12.01.2017 г. в части транспортирования отходов I – IV классов опасности. ОАО «МРСК Урала» своевременно и в полном объёме исполняет все лицензионные требования.

Компания осуществляет добычу подземных вод для обеспечения собственных хозяйственно-питьевых и производственных нужд на основании лицензий на право пользования недрами:

Пермэнерго
  1. ПЕМ 81099 ВЭ (срок действия: до 16.03.2020 г.): хозяйственно-питьевое и производственное водоснабжение Ныробского участка Красновишерского РЭС производственного отделения Березниковские электрические сети.
  2. ПЕМ 02084 ВЭ (срок действия: до 24.09.2029 г.): хозяйственно-питьевое производственное водоснабжение Гайнского РЭС и Юксеевского участка Кочевского РЭС производственного отделения Северные электрические сети.
Свердловэнерго
  1. СВЕ 02724 ВЭ (срок действия: до 31.05.2028 г.): производственно-техническое водоснабжение производственной базы Талицких электрических сетей.
  2. CВЕ 02697 ВЭ (срок действия: до 31.12.2027 г.): водозаборная скважина с целью пожаротушения на ПС «Южная» Западных электрических сетей.
  3. CВЕ 02698 ВЭ (срок действия: до 31.12.2027 г.): производственно-техническое водоснабжение производственной базы Красноуфимского района Западных электрических сетей.
  4. CВЕ 02695 ВЭ (срок действия: до 31.03.2034 г.): производственно-техническое водоснабжение производственной базы Артинского РЭС.
  5. CВЕ 02679 ВЭ (срок действия: до 28.02.2034 г.): производственно- техническое водоснабжение ПС «Белоречка».
Челябэнерго
  1. ЧЕЛ 01993 ВЭ (срок действия: до 01.10.2036 г.): техническое водоснабжение Долгодеревенского участка Сосновского района Центральных электрических сетей.
  2. ЧЕЛ 01992 ВЭ (срок действия: до 01.10.2036 г.): техническое водоснабжение участка п. Кленовка Еманжелинского района Центральных электрических сетей.

Информация о наличии разрешительной природоохранной документации:

Наименование разрешительной документации Разработано и утверждено на 31.12.2015 г. Разработано и утверждено в 2016 г. Затраты на разработку в 2016 г., тыс. руб. Всего необходимо
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) 65 8 292,9 91
Проект предельно-допустимых выбросов (ПДВ) 52 6 926,65 61
Проект нормативов допустимых сбросов (НДС) - - - -
Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) 49 2 550,0 55
Проект зоны санитарной охраны артскважины (ЗСО) 1 - - 1
Итого: 167 16 1 769,55 208

ПНООЛР в Пермэнерго и Челябэнерго разрабатывается отдельно на каждый РЭС, в Свердловэнерго ПНООЛР разрабатывается на производственное отделение, включая все РЭС. Проект ПДВ в Пермэнерго разрабатывается отдельно на каждый РЭС, в Свердловэнерго и Челябэнерго проекты разрабатываются на каждое производственное отделение, включая все РЭС. Проекты разрабатываются с учетом срока окончания их действия, проекты имеются по всем площадкам. В 2016 г. всеми филиалами сданы технические отчеты о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами, на основании которых продлены лимиты на размещение отходов по всем производственным отделениям. Получены разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Информация о выполнении природоохранных мероприятий

В ОАО «МРСК Урала» функционирует интегрированная система менеджмента, одной из составных частей которой является система экологического менеджмента на основе требований международного стандарта ISO 14001:2004 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководства по применению». Соответствие системы экологического менеджмента подтверждено сертификатом №15.1170.026 от 26.06.2015 г. Исполняя требования международного стандарта, ОАО «МРСК Урала» стремится реализовать следующие цели в области охраны окружающей среды:

  • снижать риски и предотвращать угрозы, связанные с негативным воздействием на окружающую среду в процессе производственной деятельности;
  • выполнять требования законодательных актов РФ в области охраны окружающей среды;
  • рационально использовать природные ресурсы.

В 2016 г. был выполнен ряд запланированных природоохранных мероприятий (обучение по обращению с отходами, противоаварийные тренировки по обращению с отходами, вводный и первичный инструктаж, приобретение демеркуризационных комплектов, обустройство мест временного накопления отходов, производственный и лабораторный экологический контроль) для повышения экологической грамотности и осведомленности персонала, развития умений ликвидировать последствия вредного воздействия отходов, уменьшения вредного воздействия отходов на окружающую среду при их хранении, погрузке, транспортировании.

Мероприятия по охране атмосферного воздуха

Основным источником загрязнения атмосферного воздуха является автомобильный транспорт (гараж, открытая стоянка, закрытая стоянка), такие стационарные источники как сварочный пост, токарные/сверлильные станки оказывают незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Основные загрязняющие вещества – диоксид азота, оксид углерода, бензин (нефтяной, малосернистый), диоксид серы. Выбросы, осуществляемые ОАО «МРСК Урала» в атмосферный воздух, являются незначительными, поэтому пылегазоочистное оборудование отсутствует. Установка шумозащитных экранов не требуется. В 2016 г. были проведены лабораторно-инструментальные замеры, согласно План-графику контроля нормативов ПДВ на источниках выбросов на промплощадках ОАО «МРСК Урала». По результатам ПЛК качества атмосферного воздуха в районах расположения промплощадок предприятия превышений ПДК выбросов загрязняющих веществ не обнаружено. Уровень шума соответствует требованиям СН 2.2.4/2.1.8.562-96.

Мероприятия по охране и рациональному использованию водных ресурсов

В 2016 г. на артезианских скважинах ОАО «МРСК Урала» были проведены лабораторные исследования качества подземных вод. Ведется контроль соблюдения лицензионных соглашений на право пользования недрами с целью добычи пресных подземных вод. Все объекты оборудованы водоизмерительными приборами учета, которые своевременно поверяются. Локальные очистные системы и системы оборотного водоснабжения отсутствуют, т.к. не предусмотрены технологически. Договоры на водопользование, решения о предоставлении водного объекта в пользование отсутствуют, т.к. не осуществляется использование водных объектов. Тампонаж и консервация водозаборных скважин не проводились, т.к. скважины являются действующими и востребованными.

Мероприятия по охране и рациональному использованию земель

Отходы, образующиеся в процессе производственной деятельности ОАО «МРСК Урала», размещаются в специально оборудованных местах накопления отходов (контейнеры, емкости, площадки, расположенные на водонепроницаемой поверхности), имеющие удобные подъездные пути для грузоподъемных механизмов и транспортных средств:

  • Особо опасные отходы 1 класса опасности (ртутные лампы) хранятся в герметичных металлических контейнерах с надписью наименования отхода.
  • Особо опасные отходы 3 класса (промасленная ветошь, промасленные отходы, отработанные аккумуляторные батареи) хранятся в герметичных металлических контейнерах с надписью наименования отходов. Отработанные нефтепродукты (масла) хранятся в промаркированных герметичных емкостях, расположенных на водонепроницаемой поверхности, имеющих по периметру обваловку, либо расположенных на поддонах для исключения попадания вредных веществ в ливневую канализацию и на почву.
  • Отходы 4 – 5 класса опасности (автопокрышки, камеры шин, лом черных металлов, огарки электродов, металлическая стружка) размещаются на отведенных для их накопления промаркированных площадках или металлических контейнерах.

С целью контроля показателей загрязнения в местах хранения отходов производится производственный контроль почвы, воздуха. Превышений допустимых значений загрязняющих веществ не выявлено. Производственный экологический контроль проводится согласно утвержденному графику. Отходы передаются для утилизации специализированным предприятиям, имеющим лицензию на обращение с отходами.

Технические мероприятия, в том числе:

  • вывод из эксплуатации ПХБ-содержащего оборудования

    В 2016 г. утилизировано 313 шт./ 9,037 т. конденсаторов с трихлордифенилом. Получено разрешение системного оператора и Министерства энергетики Свердловской области на вывод из работы БКС (количество элементов – 2784 шт.) на ПС «Черемуховская» (ПО «Серовские ЭС», Свердловэнерго). В связи с большими финансовыми затратами передача на утилизацию планируется в 2018 – 2020 гг. Утилизация конденсаторов на ПС «Михайловская» (ПО «Западные ЭС», «Свердловэнерго») включена в техническое задание на проектирование и реконструкцию ПС «Михайловская» с заменой БСК. После получения необходимых согласований технического задания затраты на реконструкцию ПС «Михайловская» будут включены в инвестпрограмму со сроком реализации не позднее 2025г.

  • установка птицезащитных устройств

    В Челябэнерго установлено 20 птицезащитных устройств (Еткульский и Красноармейский районы). С целью реализации законодательных требований и повышения уровня орнитологической безопасности энергетических объектов в филиале ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» приказом утвержден График установки ПЗУ на ВЛ 6-110кВ в производственных отделениях филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» на 2017-2021 гг. В Свердловэнерго установлены птицезащитные устройства в количестве 90 шт.

Наиболее значимые мероприятия в области охраны окружающей среды за 2016 г., затраты на их выполнение и достигнутый эффект:

Мероприятия программы Физический объем Финансирование, тыс.руб. Краткое описание достигнутого эффекта от выполнения мероприятий
Передача отходов сторонним организациям, имеющим лицензию, на утилизацию 117,82 тн 826,0 Снижение негативного воздействия на окружающую среду, снижение загрязнения земельных ресурсов отходами производства и потребления.
Проведение лабораторных исследований качества атмосферного воздуха, контроль нормативов ПДВ, в пределах СЗЗ, исследование почвы. 6 879 замеров 1 748,15 Требование СанПиНа 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и других объектов». Подтверждение не превышения ПДК, ПДУ загрязняющих веществ и уровней физического воздействия.
Обустройство площадок временного накопления отходов 61 шт. 2 309,0 Снижение риска загрязнения земельных ресурсов отходами производства и потребления.
Приобретение герметичных контейнеров для временного накопления отходов 47 шт. 181,77 Снижение риска загрязнения земельных ресурсов отходами производства и потребления.
Утилизация отработанных конденсаторов 313шт./9,037 тн 544,08 Выполнение требований Стокгольмской Конвенции о запрещении использования, прекращении производства и уничтожении имеющегося оборудования, содержащего ПХД, снижение негативного воздействия особо опасных отходов.
Разработка проекта нормативов предельно-допустимых выбросов 6 проектов 926,65 Нормирование негативного воздействия, исключение сверхлимитных платежей и штрафных санкций
Разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение 8 проектов 292,9 Нормирование негативного воздействия, исключение сверхлимитных платежей и штрафных санкций
Приобретение демеркуризационных комплектов 24 80,86 Уменьшение негативного влияния на окружающую среду и здоровье сотрудников особо опасных отходов.
Итого - 6 909,41 -

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду

в тыс. руб. 2015 г. 2016 г.
за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу 60,78 30,27
нормативные 59,78 26,9
сверхнормативные 1 3,37
за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты 481,62 -
нормативные - -
сверхнормативные 481,62 -
за размещение отходов 1 429,05 2 155,28
нормативные 912,29 876,19
сверхнормативные 516,76 1 279,09
Всего: 1 971,45 2 185,55
нормативные 972,07 903,09
сверхнормативные 999,38 1 282,46
Итого: 1 971,45 2 185,55

Уменьшение платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу связаны с отменой платы за передвижные источники и изменением ставок платы за негативное воздействие. Увеличение платы за отходы производства и потребления связано с увеличением числа полигонов, не включенных в ГРОРО и не имеющих лицензию. Кроме того, в 2015г. полигоны вносили плату за НВООС, а с 01.01.2016 г. природопользователь, образующий отходы, сам вносит плату за размещение отходов. С 01.01.2016 г. согласно п.1 ст.16 Федерального закона №7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду от сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади не взимается.

Динамика природоохранных затрат за 2015 и 2016 гг.:

в тыс. руб. 2015 г. 2016 г.
ВСЕГО 15 397 15 080
в том числе:
на охрану водных объектов 2 729 2 828
на охрану атмосферного воздуха 3 018 3 344
на охрану земельных ресурсов (включая обращение с отходами производства и потребления) 9 650 8 908
Внедрение и функционирование СЭМ 0 0
иные расходы 0 0

Все запланированные мероприятия выполнены в полном объеме, небольшое снижение затрат на охрану окружающей среды связано с экономией средств по итогам проведенных торгов.

имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности 066 №00565 от 12.01.2017 г. в части транспортирования отходов I – IV классов опасности. ОАО «МРСК Урала» своевременно и в полном объёме исполняет все лицензионные требования.

ЦЕНТР ЗАГРУЗКИ
Здесь вы можете скачать полный отчет 2016, отдельные главы в формате PDF и наиболее важные таблицы в формате Excel.
1О компании
1.1Миссия и стратегические цели
1.2Положение в отрасли
1.3Ключевые события года
2Отчет совета директоров
2.1Обращение к акционерам
2.2Создание производственного капитала
2.2.1Эксплутация сетей
2.2.2Передача электроэнергии
2.2.3Технологическое присоединение
2.2.4Развитие телекоммуникаций и IT-систем
2.2.5Инвестиции
2.2.6Инновации
2.2.7Повышение эффективности
2.3Создание финансового капитала
2.3.1Анализ доходов и расходов
2.3.2Анализ финансового состояния
2.3.3Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
2.3.4Анализ кредитного портфеля
2.3.5Характеристика тарифной политики
3Корпоративное управление
3.1Характеристика практики корпоративного управления
3.2Система корпоративного управления
3.2.1Общее собрание акционеров
3.2.2Совет директоров
3.2.3Комитеты при Совете директоров
3.2.4Генеральный директор и Правление
3.2.5Политика вознаграждений и компенсаций
3.3Система контроля
3.3.1Ревизионная комиссия
3.3.2Независимый аудитор
3.3.3Внутренний контроль
3.3.4Управление рисками
3.3.5Безопасность и антикоррупционная деятельность
3.4Взаимодействие с акционерами и инвесторами
3.4.1Структура акционерного капитала
3.4.2 Права акционеров
3.4.3Работа на фондовом рынке
3.4.4Коммуникация с участниками рынка
3.4.5Самые часто задаваемые вопросы
3.4.6Распределение прибыли
4Стейкхолдер
4.1Работа с персоналом
4.2Работа с клиентами
4.3Работа с поставщиками
4.4Связи с общественностью и органами власти
4.5Охрана окружающей среды
5Приложения
5.1Отчетность по стандартам РСБУ за 2016 г.
5.2Отчетность по стандартам МСФО за 2016 г.
5.3Отчет по сделкам с заинтересованностью
5.4Отчет о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления
5.5Нормативные ссылки
5.6Аббревиатуры и сокращения
7Политика конфиденциальности персональных данных