Отчет совета директоров
2.2.6

Innovations

The Company’s Innovative Development Program was developed in pursuance of the Rosseti’s Policy of Innovative Development, Energy-saving and Efficacy Enhancement (27). During 2016 we have revised the Company’s Innovative Development Program for 2016-2020, covering mid-term implementation blueprint, and set innovation-related KPIs. The goal of the Company’s Innovative Development Program for the mid-term and long-term (till 2025) periods is to shift to the new-generation innovative network with game-changing properties related to reliability, efficiency, availability, controllability and customer-centricity.

The key aspects of the Company’s innovative development are:
  • Transition to 35-110(220) kV digital substations;
  • Transition to digital smart grids;
  • Transition to end-to-end performance of business processes and automation of control systems;
  • Application of the latest technologies and materials;
  • HR development and partnerships with educational institutions.
Target economic, technical and social effects:
  • Enhanced labor productivity;
  • Reduced prime cost, per-unit costs, enhanced efficiency of production processes;
  • Improved quality of services;
  • Enhanced energy efficiency and ecological production properties;
  • Efficiency of investments in innovations;
  • Waiver to use obsolete and non-efficient technologies, implementation of breakthrough production technologies and governance practices, transition to principles of best available technologies.

Innovative development progress:

Transition to 35-110(220) kV digital substations:

We enforce the innovative project related to implementation of digital data exchange solutions in relay protection and automation systems, compliant with MEK 61850, in pilot substations. The project includes activities related to reconstruction of 35/6 kV “AMZ” substation. 2016 expenditures: RUB 64.0 million (target), RUB 13.63 million (actual). Deviation from the target was affected by revised solutions and construction plans.

Transition to digital smart grids:

The following activities were completed:

Full automation of distributive networks of Sosnovsky distribution zone (Chelyabenergo’s “Central Electric Grids” production department).

Goal of the project: To create existing network service based on advanced scheme solutions using cutting-edge electric equipment and automation, communications and telematics systems.
Effects to be achieved: enhanced network transmission capacity, enhanced SAIDI/SAIFI reliability indicators, reduced electricity losses and network exploitation costs, optimized performance of operating personnel, build-up of the shared SCADA-based IT control system.
2016 expenditures: RUB 9.0 million (target), RUB 7.63 million (actual). Deviation from the target was influenced by tender-reduced prices.

Roll-out of 0.4 kV smart metering systems. Upgrade/Build-up of data measuring systems. Automation of data collection from data measuring systems.

Goal of the project: Enhanced operating efficiency to provide all market participants with timely and reliable information on flows of electricity and capacity, required for performance of the electricity retail market.
Effects to be achieved: exclusion of in-house network losses from the total volume of energy purchased to compensate losses; reduction of losses in power line segments, selected for the program (metering accuracy increase and unrecorded consumption decrease); increase of net supply (metering accuracy increase and unrecorded consumption decrease, plus monthly billing based on metered values at the end of the period); reduction of operating costs, incurred to service metering devices (manual collection of meter data, manual entry of meter data into databases, instrumental inspections).
2016 expenditures: RUB 249.20 million (target), RUB 231.15 million (actual). Deviations from the target were impacted by revised CIW terms after tenders, some stages being transferred to 2017.

Transition to end-to-end performance of business processes and automation of control systems:

Implementation of counter-cyberattacks software and hardware.

Goal of the project: Enhanced security of the Company’s local network.
2016 expenditures: RUB 20.20 million (target), RUB 43.27 million (actual).

Implementation of the geographic information system (please, refer to “Development of Telecommunications and IT systems” Section for more details)

By the end of the year we completed designing of the corporate geographic information system. Roll-out and spatial data entry was transferred to 2017. 2016 expenditures: RUB 6.0 million (target), RUB 0.45 million (actual). Deviation from the target was due to contractor’s delays.

Build-up of the PAMS (please, refer to “Network Exploitation” for more details).

2016 expenditures: RUB 19.62 million (target), RUB 111.55 million (actual).

Application of the latest technologies and materials:

Reconstruction of 110 kV power line “Pervouralskaya-SUMZ-3” (application of innovative new-generation wire).

Goal of the project: implementation of a pilot project related to the use of innovative new-generation wires and their production test.
Novelty grade: production of a wire uses innovative technologies improving its properties.
2016 expenditures: RUB 59.0 million (target), RUB 33.94 million (actual). Deviations from the target were impacted by revised CIW terms after tenders, some stages being transferred to 2017.

Acquisition of UV isolation detection CoroCam 6D.

Goal of the project: acquisition of the hardware to be used for UV isolation test.
2016 expenditures: RUB 0.0 million (target), RUB 4.56 million (actual).

HR development and partnership with educational institutions:

The following activities were completed:

  • 223 students are sponsored by the Company.
  • 36 workers underwent advanced training..
  • 3 workers underwent occupational retraining.

The projects under the Company’s Innovative Development Program are funded as a part of investing and operating activities. Financial support of innovative projects implemented as a part of investing activities came from internal resources (profit allocated as investments; depreciation and amortization; other internal resources) and borrowed funds (loans, borrowings, budgetary funding, other borrowed funds). Expenses incurred to implement innovative projects as a part of operating activities are recognized as components of the prime cost. Total expenses of 2016 spent on the Program amounted to RUB 465.99 million (target - RUB 445.34 million, completion -104.6%).

Aspects of the innovative development Target, RUB million net of VAT Actual, RUB million net of VAT
Transition to 35-110(220) kV digital substations 64,00 13,63
Transition to digital smart grids 258,20 238,78
Transition to end-to-end performance of business processes and automation of control systems 45,81 155,59
Application of the latest technologies and materials 59,00 38,49
Development of the system used for generation and implementation of innovative products and technologies 9,11 9,11
HR development and partnership with educational institutions 9,22 10,39

During 2016 we completed the following researches:

  1. Study case to investigate, in terms of climatic zones and soil constitution, the speed of new growth of forest forming species, typical for the Perm, Sverdlovsk and Chelyabinsk regions in areas pierced by active power lines, with regional corridor-clearing-cycle maps drawn and recommendations provided”. Contractor: Zashchitnye Sooruzheniya “Dorproyekt” (ООО). Research duration: 02 March 2015 – 31 March 2016. Summary of the research: The following corridor-clearing cycles are recommended for planning of the Company’s corridor clearing activities: 5 and 6 year-cycles (to be applied in the Perm and Sverdlovsk regions); 5, 6 and 7 year-cycles (to be applied in the Chelyabinsk region). The most economically relevant methods used for corridor clearing are mechanical methods: disc mowers and dozers, wood scrap being incinerated during fire safe periods or processed by mulchers. Manual corridor clearing should be minimized and used only in vehicle-inaccessible places.
  2. “Development of methods and mathware to calculate energy distribution modes and localization of non-technical energy losses. A pilot project for IDGC of Urals (OAO)”. Contractor: Urals Federal University named after B.N. Yeltsyn. Research duration: 21 July 2015 – 30 November 2016. Summary of the research:
    • During the research a new scientific approach towards implementation of the energy distribution mathware with a view to localize inaccurate measurements and non-technical losses of Sverdlovenergo’s power lines was put to an evaluation test. It was impossible to implement all potentialities of the energy distribution mathware in all production departments due to metering equipment deficiency of the networks and lack of a shared depot to store even monthly-cycle measurement data. “Balance4” software solution was implemented in the “Central Electric Grids” and “Nizhnyi Tagil Electric Grids” production departments.
    • Since 87% of Sverdlovenergo’s net supply is transmitted through 110 kV power lines (with 80% being metered by devices, almost uncontrollable by Sverdlovenergo), the Company should focus on developing the electric power fiscal metering system and own metering systems to be mounted on high-voltage networks to enforce control of non-technical losses and accuracy of measurement.
    • Calculation of energy distribution (at month or hour intervals) showed that 110 kV networks had significant non-technical losses caused by metering inaccuracy. To enhance efficiency of energy balance build-up, calculation of technical losses and localization of non-technical losses, it is advisable to integrate data collected from the electric power fiscal metering systems of consumers and grid operators, mounted in 6-110 kV networks, with own information systems to control accuracy at hour intervals.
    • Expansion of the company into commercial metering and isolation of metering devices from consumers should be the core objective in this aspect. Installation of commercial metering facilities before 110 kV substations of consumers and facilities of grid operators is deemed efficient. Priority of such installation should be defined by values of non-technical losses, occurring in points to be potentially equipped with meters, obtained from energy distribution calculations.
    • Implementation of “Balance4” software solution in Sverdlovenergo’s production departments should be continued with due regard to automated processing of hourly measurements from the electric power fiscal metering systems.
ЦЕНТР ЗАГРУЗКИ
Здесь вы можете скачать полный отчет 2016, отдельные главы в формате PDF и наиболее важные таблицы в формате Excel.
1About company
1.1Mission and strategic goals
1.2Market share
1.3Key 2016 events
2Board of directors’ progress report
2.1Letter to stockholders
2.2Production capital formation
2.2.1Network exploitation
2.2.2Electricity transmission
2.2.3Technological connection
2.2.4Development of telecommunications and IT systems
2.2.5Investments
2.2.6Innovations
2.2.7Efficacy enhancement
2.3Financial capital formation
2.3.1Analysis of revenues and expenses
2.3.2Analysis of financial standing
2.3.3Analysis of receivables and payables
2.3.4Analysis of credit portfolio
2.3.5Description of tariff policy
3Corporate governance
3.1Corporate governance practices
3.2Corporate governance system
3.2.1General meeting of stockholders
3.2.2Board of Directors
3.2.3Board of directors’ committees
3.2.4General director and executive board
3.2.5Remuneration and compensation policy
3.3Oversight system
3.3.1Board of internal auditors
3.3.2Independent auditor
3.3.3Internal control
3.3.4Risk management
3.3.5Security and anti-corruption
3.4Investor and stockholder relations
3.4.1Shareholder capital structure
3.4.2 Shareholder rights
3.4.3The company and stock market
3.4.4Communications with market participants
3.4.5FAQ
3.4.6Allocation of profit
4Stakeholder
4.1Human resources management
4.2Customer support
4.3Supplier relationship management
4.4Public and goverment relations
4.5Environment protection
5Appendices
5.1Prepared under Russian accounting standards
5.2Prepared under international financial reporting standards
5.3Related-party transaction report
5.4Corporate governance code compliance report
5.5References
5.6Abbreviations and acronyms

Отчет совета директоров
2.2.6

Инновации

Программа инновационного развития ОАО «МРСК Урала» разработана во исполнение Политики инновационного развития, энергосбережения и повышения энергетической эффективности ПАО «Россети» (27). В течение 2016 г. произведена актуализация Программы инновационного развития Общества на 2016-2020 гг., включая среднесрочный план реализации, установлены показатели эффективности инновационного развития. Целью Программы инновационного развития ОАО «МРСК Урала» на среднесрочный и долгосрочный период до 2025 г. является переход к электрической сети нового технологического уклада с качественно новыми характеристиками надежности, эффективности, доступности, управляемости и клиентоориентированности электросетевого комплекса.

Основными направлениями инновационного развития ОАО «МРСК Урала» являются:
  • переход к цифровым подстанциям различного класса напряжения 35-110 (220) кВ;
  • переход к цифровым активно-адаптивным сетям с распределенной интеллектуальной системой автоматизации и управления;
  • переход к комплексной эффективности бизнес-процессов и автоматизации систем управления;
  • применение новых технологий и материалов в электроэнергетике;
  • развитие кадрового потенциала и партнерства в сфере образования.
Планируемые к достижению экономические, технические и социально-экономические ожидаемые эффекты:
  • повышение производительности труда;
  • уменьшение себестоимости, снижение удельных издержек оказания услуг, повышение эффективности процессов производства;
  • улучшение качества предоставляемых услуг и сервисов;
  • повышение энергоэффективности и экологичности производства;
  • экономическая эффективность инвестиций в инновации;
  • отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, внедрение современных производственных технологий и управленческих практик, переход на принципы наилучших доступных технологий.

Результаты инновационного развития по основным направлениям:

Переход к цифровым подстанциям различного класса напряжения 35-110(220) кВ:

В рамках данного направления реализуется инновационный проект «Внедрение технических решений по цифровому обмену данными в системах релейной защиты и автоматики в соответствии с МЭК 61850 на пилотных ПС ОАО «МРСК Урала»». В составе инновационного проекта - мероприятия по реконструкции ПС 35/6кВ АМЗ. Затраты по проекту в 2016 г. составили: план - 64,00 Млн руб., факт - 13,63 Млн руб. Отклонение от плана обусловлено корректировкой технических решений и изменением планов строительства объектов.

Переход к цифровым активно-адаптивным сетям с распределенной интеллектуальной системой автоматизации и управления.

В рамках реализации данного направления программы были выполнены следующие мероприятия:

Комплексная автоматизация распределительной сети Сосновского района Центральных электрических сетей филиала Челябэнерго.

Цель проекта: Создание действующего сетевого сервиса на основе перспективных схемных решениях с использованием передовых достижений в области электротехнического оборудования, средств автоматики, связи и телемеханики.
Результаты реализации проекта: повышение пропускной способности сети; повышение показателей надежности сети SAIDI SAIFI; снижение потерь электрической энергии и затрат на эксплуатацию сетей; оптимизация работы оперативного персонала; сформировать единую систему управления информационно-технологическим комплексом путем построения SCADA-системы.
Затраты по проекту в 2016 г. составили: план - 9,00 Млн руб., факт - 7,63 Млн руб. Отклонение от плана обусловлено снижением стоимости в процессе закупочных процедур на выполнение СМР.

Организация интеллектуального учета э/э на РРЭ (0,4 кВ). Модернизация/создание ИИК. Автоматизация сбора данных с ИИК.

Цель проекта: Повышение операционной эффективности в целях обеспечения всех участников рынка электроэнергии своевременной и надежной, достоверной и легитимной информацией о фактическом движении товарной продукции (электроэнергии и мощности), необходимой для функционирования розничного рынка электроэнергии.
Основные результаты реализации проекта: исключение из объема электроэнергии, приобретаемой в целях компенсации потерь, объема потерь во внутридомовых сетях многоквартирных жилых домов; снижение потерь по выбранным для реализации программы участкам сети (за счет повышения точности учета и снижения неучтенного потребления); рост полезного отпуска (аналогично предыдущему пункту, плюс ежемесячное формирование объема услуги по передаче на основании показаний приборов учета на конец расчетного периода); снижение операционных издержек на обслуживание приборов учета (ручной сбор показаний, ручное внесение показаний в базу данных, проведение инструментальных проверок).
Затраты по проекту в 2016 г. составили: план - 249,20 Млн руб., факт - 231,15 Млн руб. Отклонение от плана обусловлено корректировкой сроков выполнения СМР при проведении закупочных процедур с переносом части работ на 2017 г.

Переход к комплексной эффективности бизнес-процессов и автоматизации систем управления:

ПТК и ПО для обеспечения защиты от кибератак.

Цель проекта: повышение уровня информационной безопасности в КВС ОАО «МРСК Урала».
Затраты по проекту в 2016 г. составили: план - 20,20 Млн руб., факт - 43,27 Млн руб.

Внедрение геоинформационной системы ОАО "«МРСК Урала» (см. подробнее в разделе «Развитие телекоммуникаций и IT-систем»)

По результатам 2016 г. выполнены работы в объеме проектирования корпоративной ГИС ОАО «МРСК Урала». Основной этап работ по развертыванию и наполнению пространственными данными электросетевых объектов перенесен на 2017 г. Затраты по проекту в 2016 г. составили: план - 6,00 Млн руб., факт - 0,45 Млн руб. Отклонение от плана обусловлено задержкой сроков со стороны подрядной организации.

Создание системы управления производственными активами (см. подробнее в разделе «Эксплуатация сетей»).

Затраты по проекту в 2016 г. составили: план - 19,62 Млн руб., факт - 111,55 Млн руб.

Применение новых технологий и материалов в электроэнергетике:

ПТК и ПО для обеспечения защиты от кибератак.

Цель проекта: реализация пилотного проекта по применению инновационных типов проводов на воздушных ЛЭП с проведением опытно-промышленной эксплуатации.
Уровень новизны: конструкция провода разработана по инновационной технологии, на основе которой провод имеет улучшенные характеристики и преимущества.
Затраты по проекту в 2016 г.: план - 59,00 Млн руб., факт - 33,94 Млн руб. Отклонение от плана обусловлено корректировкой сроков выполнения СМР при проведении закупочных процедур с переносом части работ на 2017 г.

Приобретение камеры ультрафиолетовой диагностики изоляции CoroCam 6D.

Основная цель проекта: обеспечение аппаратным комплексом по диагностике состояния изоляции при помощи камер, работающих в ультрафиолетовом спектре.
Затраты на приобретение в 2016 г. составили: план - 0,00 Млн руб., факт - 4,56 Млн руб.

Развитие кадрового потенциала и партнерства в сфере образования:

В рамках реализации данного направления программы были выполнены следующие мероприятия:

  • целевое обучение в вузах проходит 223 студента.
  • повышение квалификации в вузах проведено в отношении 36 человек.
  • профессиональная переподготовка в вузах проведена в отношении 3 человек.

Финансирование проектов Программы инновационного развития осуществляется в рамках инвестиционной и операционной деятельности. Источниками финансирования инновационных проектов, реализуемых в рамках инвестиционной деятельности, являются: собственные средства (прибыль, направляемая на инвестиции; амортизационные отчисления; прочие собственные средства) и привлеченные средства (кредиты, займы, бюджетное финансирование; прочие привлеченные средства). Расходы на мероприятия по инновационным проектам, реализуемые в рамках операционной деятельности, отражаются в составе себестоимости. Общие затраты на реализацию Программы в 2016 г. составили 465,99 Млн руб. (план - 445,34 Млн руб., исполнение плановых значений -104,6%).

Направление инновационного развития План, млн руб. без НДС Факт, млн руб. без НДС
Переход к цифровым подстанциям различного класса напряжения 35-110(220) кВ 64,00 13,63
Переход к цифровым активно-адаптивным сетям с распределенной интеллектуальной системой автоматизации и управления 258,20 238,78
Переход к комплексной эффективности бизнес-процессов и автоматизации систем управления 45,81 155,59
Применение новых технологий и материалов в электроэнергетике 59,00 38,49
Развитие системы разработки и внедрения инновационной продукции и технологий 9,11 9,11
Развитие кадрового потенциала и партнерства в сфере образования 9,22 10,39

В 2016 г. выполнены следующие НИР:

  1. «Проведение научно-исследовательской работы по изучению скорости подроста основных видов лесообразующих древесных пород Пермского края, Свердловской и Челябинской областей в зависимости от климатических зон и состояния почвы в местах прохождения трасс действующих ВЛ с созданием региональных карт периодичности расчистки просек ВЛ, выдача рекомендаций по способу выполнения работ». Исполнитель: ООО Защитные сооружения «Дорпроект». Сроки выполнения работы: 02 марта 2015 г. – 31 марта 2016 г. Выводы по результатам НИР: Для планирования работ по расчистке просек ВЛ от подроста древесных пород рекомендуется следующая периодичность: по Пермскому краю и Свердловской области периодичность расчистки составляет 5 и 6 лет; по Челябинской области периодичность расчистки составляет 5, 6 и 7 лет. Наиболее экономически целесообразными методами расчистки просек ВЛ являются механизированные (с использованием роторной косилки и бульдозера, со сжиганием порубочных остатков в пожаробезопасный период или мульчером). Расчистку просек ВЛ ручным способом рекомендуется минимизировать и выполнять только в местах, где невозможен механизированный метод.
  2. Разработка методик и математического обеспечения по расчёту режимов энергораспределения и локализации нетехнических потерь электроэнергии. Пилотный проект «МРСК Урала». Исполнитель: ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». Сроки выполнения работы: 21 июля 2015 г. – 30 ноября 2016 г. Выводы по результатам НИР:
    • В ходе выполнения работы успешно апробирован новый научный подход, связанный с внедрением задачи энергораспределения для локализации недостоверных измерений и нетехнических потерь в высоковольтных сетях «Свердловэнерго». Потенциальные возможности задачи энергораспределения в полной мере во всех производственных отделениях реализовать не удалось. Основная причина связана с недостаточной оснащенностью высоковольтных сетей измерениями электроэнергии и отсутствием единого хранилища измерений электроэнергии даже для месячных интервалов времени. Программный комплекс «Balance4» внедрен в Центральных и Н-Тагильских электрических сетях.
    • В связи с тем, что для «Свердловэнерго» до 87% полезного отпуска электроэнергии потребителям формируется на уровне 110 кВ, причем до 80% его фиксируется средствами учета, слабо подконтрольными «Свердловэнерго», необходимо переориентировать усилия компании по развитию АИИС КУЭ и собственных систем учета электроэнергии, прежде всего, в высоковольтных сетях для обеспечения возможности контроля нетехнических потерь и достоверности измерений электроэнергии.
    • Проведенные расчеты энергораспределения на месячных и часовых интервалах времени показали, что в сети 110 кВ присутствуют значительные нетехнические потери, связанные с недостоверностью измерений. Для повышения эффективности процесса составления балансов электроэнергии, расчета технических и локализации нетехнических потерь, целесообразно стремиться к интеграции данных от АИИС КУЭ всех потребителей и смежных энергокомпаний в высоковольтных сетях 6-110 кВ на базе собственных информационных ресурсов с контролем достоверности на часовых интервалах.
    • Стратегической задачей в области развития систем учета ЭЭ и АИИС КУЭ следует считать экспансию сетевой компании в отношении систем коммерческого учета и отделения от них потребителей электроэнергии. Особо эффективно оборудование пунктов коммерческого учета ЭЭ перед потребительскими подстанциями 110 кВ и объектам смежных сетевых компаний. Приоритетность такой установки должна определяться значениями нетехнических потерь электроэнергии в точках возможной установки пунктов учета, полученными на основе расчетов энергораспределения.
    • Работу по внедрению ПК Balance4 в производственных отделениях Свердловэнерго целесообразно продолжить с ориентаций на обработку часовых измерений АИИС КУЭ с максимальным уровнем автоматизации.
ЦЕНТР ЗАГРУЗКИ
Здесь вы можете скачать полный отчет 2016, отдельные главы в формате PDF и наиболее важные таблицы в формате Excel.
1О компании
1.1Миссия и стратегические цели
1.2Положение в отрасли
1.3Ключевые события года
2Отчет совета директоров
2.1Обращение к акционерам
2.2Создание производственного капитала
2.2.1Эксплутация сетей
2.2.2Передача электроэнергии
2.2.3Технологическое присоединение
2.2.4Развитие телекоммуникаций и IT-систем
2.2.5Инвестиции
2.2.6Инновации
2.2.7Повышение эффективности
2.3Создание финансового капитала
2.3.1Анализ доходов и расходов
2.3.2Анализ финансового состояния
2.3.3Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
2.3.4Анализ кредитного портфеля
2.3.5Характеристика тарифной политики
3Корпоративное управление
3.1Характеристика практики корпоративного управления
3.2Система корпоративного управления
3.2.1Общее собрание акционеров
3.2.2Совет директоров
3.2.3Комитеты при Совете директоров
3.2.4Генеральный директор и Правление
3.2.5Политика вознаграждений и компенсаций
3.3Система контроля
3.3.1Ревизионная комиссия
3.3.2Независимый аудитор
3.3.3Внутренний контроль
3.3.4Управление рисками
3.3.5Безопасность и антикоррупционная деятельность
3.4Взаимодействие с акционерами и инвесторами
3.4.1Структура акционерного капитала
3.4.2 Права акционеров
3.4.3Работа на фондовом рынке
3.4.4Коммуникация с участниками рынка
3.4.5Самые часто задаваемые вопросы
3.4.6Распределение прибыли
4Стейкхолдер
4.1Работа с персоналом
4.2Работа с клиентами
4.3Работа с поставщиками
4.4Связи с общественностью и органами власти
4.5Охрана окружающей среды
5Приложения
5.1Отчетность по стандартам РСБУ за 2016 г.
5.2Отчетность по стандартам МСФО за 2016 г.
5.3Отчет по сделкам с заинтересованностью
5.4Отчет о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления
5.5Нормативные ссылки
5.6Аббревиатуры и сокращения
7Политика конфиденциальности персональных данных